в путь!

Турция, Каппадокия: подземный город Деринкую и каньон Ихлара

Не ожидали? А у меня еще есть про осеннюю Турцию ;) На этот раз - про экскурсионный тур, который мы взяли на один прекрасный день, чтобы посмотреть несколько интересных каппадокийских объектов, расположенных довольно далеко от базы в Гореме.

Сразу отмечу, что это было взвешенное и в конечном счете - очень выгодное решение. Во-первых, индивидуальных посещений Деринкую и Илхары не бывает, в любом случае надо будет присоединиться к группе + отстоять очередь в кассы и ко входу. Группы организованных туров проходят сразу. Во-вторых, географический эти места довольно серьезно разнесены, не зная дороги есть шанс потерять немало времени в поисках. И третье - аренда авто в Каппадокии на короткий срок дорогое удовольствие. Хорошо посчитав не очевидные плюсы и несомненные минусы мы взяли англоязычный тур, рано утром погрузились в автобус и поехали гулять.

Деринкую (Derinkuyu) переводится как "глубокий колодец". 60-85 метров в глубину действительно много. Предположительно, он был построен в VI-Х веках. Сейчас для научного доступа открыто всего 10 % территории, для свободного туристического - меньше. Вот такой он "в разрезе":

Город мог вместить 20 тысяч человек и имел все удобства: винные и масляные прессы, хлева, складские помещения, столовые и часовни. Да, тесные маленькие проходы и комнатки, да темно и душно. Но и для постоянной жизни такие города обычно не использовались.

Немного картинок. Вход в город-музей и пещеры:

А кто, как я, полезет туда без штатива, тоже будет большой молодец, ага.

Пещерные города и монастыри я раньше видела в Крыму, на Донбассе и Киеве, Деринкую, конечно, масштабен и достоин посещения. С клаустрофобией - категорически нет, есть очень узенькие и низенькие проходы.

Вот где клаустрофобия не грозит - Ихлара (Ihlara), каньон вулканического происхождения, сказочно красивый и туда необходимо ездить на пейзажную фотосъемку. Рельеф там совсем не каппадокийский, но природные красоты там соседствуют с рукотворными: в долине находится несколько церквей, который начали строить еще в IV веке. Церкви украшены фресками сирийского происхождения, датируемыми первыми годами IX века-XI веком.

Быстро-быстро идет очередь...

...а потом не так быстро - спуск по лестнице на дно каньона.

Вот и фрески. Вспышку использовать закономерно нельзя, так что чем богаты:

15 км из одного конца долины в другой. Наш маршрут - 7 км

Небольшой привал в симпатичном месте

Ресторан, где нас ждал отличный обед.

А потом было еще интересное, но о нем - в отдельной серии.
Как это нет индивидуальных посещений в Деринкую?))
Есть! Мы сами туда полезли!
Причем, когда стояли в очереди за билетами, охранник опознал в нас иностранцев и провел прямо к окошку, минуя толпы турецких школьников и студентов.
К поселещнию, кстати, открыты не 10%. 10% - это то, что откопали археологи. Открыто для туристов и того меньше.
И город, кстати, был обитаем постоянно, а не временно. Подозреваю, смертность от туберкулеза там была гигантской.
Времена меняются ;)

Да, открыто, но не для _туристического_, а научного доступа, уточню.

На счет постоянного обитания тут нет и не может быть достоверной информации, если нет письменных источников, как археолог тебе скажу ;)
Как-то мне довелось побывать на юге Ирака. Это было в июне, когда ещё не очень жарко - градусов 51...54, причём хоть на солнце, хоть в тени. На работе иракцы, как и мы, спасались под кондиционерами и жаловались на жару. Я поинтересовался, а как они жили, когда не было кондиционеров (для молодёжи подтвержу, что да, таки были такие времена). И мне рассказали, что были специально вырытые или приспособленные пещеры на время жары, куда люди прятались на весь день. Такие же пещеры я видел и на юге Ирана. Вот эти подземные города под надземными городами вероятно и были такими же самыми убежищами на время жары. С этой точки зрения они были и постоянно обитаемыми, и необитаемыми одновременно.
Как я понимаю этих иранцев! В пещерах в жару отлично, многократно проверено Крымом, например.
и мы спокойно прошли в подземный город в Деринкую, вопросов к нам не было (и слава богу что без группы, спокойно в тишине прошли все, пока внизу нас не нагнала группа немцев, от которой мы сбежали наверх :)
Да какие вопросы ;) Видимо, зависит от наплыва посетителей. Мы были в очень массовый день, по моим ощущениям.
мы просто рано утром пришли, т.к. ночевали в гостинице в самом Деринкую. К моменту нашего выползания на поверхность все уже заполонили приехавшие группы :)
да, это просто реально круто - мы одни по этим пещерам ходили! я даже сначала и не думала что там столько народу бывает =)
были на ноябрьские праздники
Мы во второй приезд в Каппадокию решили наверстать упущенное по полной программе ;)
Во второй раз и я бы, пожалуй, заехала. А так, времени не хватило :)

Но пещеры все-таки одно из немногого, что вживую однозначно интереснее смотрятся, чем на фотках.
Пещеры однозначно нужно живьем рассматривать, даже на самых классных фотках не понятно насколько оно маленькое-узкое-масштабное...