маскарон

Размышления у парадного подъезда

Гуляю улицами, много думаю ;) Например, профессиональное, про историю, туризм и популяризацию одного через второе.

Очень трудно воспринимать информацию без контекста.

Начиная со школы у большинства моих соотечественников суровые отношения с предметом "история". Для них история - это вереница дат и имен, такая линейная штука, висящая в воздухе. Где-нигде от неё тянутся смутные ниточки к другим наукам, но обычно на уровне "в таком-то году такой-то изобрел то-то / построил это / что-то пошло не так и теперь вот". Вереница висящих в воздухе цифр и имен навевает тоску, а главное - выветривается быстрее, чем эрудит успевает подумать слово "синхрофазотрон". И хотя я не только как в девичестве историк, но в целом любопытный человек знаю историю несколько иначе, на фразе гида "в надцатом году этот дом построен по проекту Х для Y на деньги Z" рот непроизвольно раскрывается для зевка.

Потому-что очень трудно воспринимать информацию без контекста. Без множественного смыслового, культурного, личного контекста. И для меня загадка, почему люди, знакомящие других людей с историей, пытающиеся ее популяризировать, напрочь это игнорируют. Экскурсия длится в среднем полтора-два часа, за это время можно сразить энциклопедическими знаниями полк академиков, а можно дать людям контекст. Из 20-30 дат и имен в памяти среднестатистического юзера останется 1-2 - это воистину пэрэмога.

Что же делать? ИМХО - строить контекст на той базе, что есть. У городе это урбанистика, пространство для жизни и живой музей, городской ландшафт и его изменение, хронология на примере изменения архитектуры, стилевые наслоения, символизм и архетипы на примерах домов, деталей и декора. Все имена и даты в связке с "узловыми" именами и датами: "Х жил и бывал тут во время Шевченко, который жил во время правления Y, в то время как в Париже выступала Z, а N написал поэму M". Привязка к эпохе - последовательность - синхронность с другими событиями / открытиями. Отсылки к самым разнообразным сферам науки, культуры, социальных и политических процессов если аудитория смешанная и к профессиональным триггерам, если они есть.

DSC_2962_1

Recent Posts from This Journal

и где в этом вашем жж лайк ставить прикажете?(с)
потому что абсолютно с тобой согласна :)
лайк-камент-шер (с), дада ;)))

у меня скверная память и какое-то время я надеялась, что всё дело в этом. пока в универе не обнаружила, что нееет ;)))
Меня однажды водили по Харькову под неспешный рассказ «А тут был дом такой-то и с тем-то, в революцию там сделали то-то, а потом вот так» — без дат совершенно, но в привязке к контексту. И вот тогда я впервые поняла, что экскурсия может быть интересной, а до этого в дрожь бросало от одного слова «экскурсия».
В этом смысле экскурсия в зоологическом музее безопаснее ;) Но мы почему-то любим домики ;) В общем, не бойся, если что, мои экскурсии звучат как: "о, смотрите, какой чувак висит там. он родственник Митры и Осириса, похожих много у кельтов, отсюда до края света. в этом доме жила Войнич, когда в отеле "Жорж" останавливаться было дорого, да мы скоро сами в этом убедимся, когда пойдем смотреть закат с его террасы и пить кофе по цене... но это сюрприз. аааа, котик, в этой дивной неоготической арочке, котиккотикокотик, не спугни, ща я его щелкну! ну как, запомнили, как выглядит неоготическая арочка?" ;)))
Не скажи, в зоо любят рассказывать про отряды и семьи, ну почему не сказать просто «это как носорог и черепаха, а вот бульдог — уже не оно»?
Я поняла про твои экскурсии по картиночкам в инстаграме ))
Ой. Нееет! ;) Я в последние разы были или в зоо в США, или у наших маньяков в Днепре, или тут вот в Карпатах в музее на деньги ЕС - везде все очень интерактивно и рассказ в основном что можно потрогать, кто сколько кого съедает и как сделать чучело ;)

Звучит как угроза ;)))
Ггг, про чучело — это богато :)

Звучит как есть ;)
самый правильный и интересный подход.
просто даты с событиями - ничего особо интересного
а вот так изложить шоб погрузить в то время, заинтересовать - вот это уже талант нужен
P.S. Мои экскурсии тоже в основном выглядят: "смотри какая загогулина каменная прикольная" "смотри какой шнобель у птички!" зато потом все в инете и в справочниках разыскивается , про все читается, ну и на след. раз я уже пару слов связать могу по теме :)
тяжелое наследие советской образовательной системы. у всех нас. я люблю и даты тоже, но не пошла в школу преподавать в частности потому что считаю программу минобраза... тут был развернутый экскурс в тему гавна и тряпок ;)

загогулины и шнобели реально запоминаются и заинтересовывают, уж мы то знаем ;)
Яростно плюсую. Даты ненавижу и не запоминаю, даже если стараюсь, видимо, из-за какого-то внутреннего отторжения. У меня вообще вызывает смешанные чувства эрудиция в виде цифр (в Америке, кмк, особенно этим одержимы). А мне всегда вспоминается рассказ О. Генри "Справочник Гименея" :)
Кмк, дело не во внутреннем отторжении дат как таковых, а в системе их подачи и осмысленности этого знания в целом. Объективно, абсолютно не важно знание даты Куликовой битвы и основания Рима, если к нему не прилагается понимание процессов, предшествующих событию и их последствий. Понимания, а не вызубривания фраз про "те напали, эти стояли", абсолютно бессмысленное занятие, создающее иллюзию всезнания.

Ооо, а в США тоже любят задротствовать с датами в школе? Мне казалось, что там социальные дисциплины в комплексе подаются. Это из музеев впечатление, ни на чем больше не основанное.

*записала про перечитать ОГенри* ;)
Слушай, вот честно, про школы ничего не знаю, у меня же детей нет :) Но на обучающих онлайн-курсах точно любят вопросы в тестах а ля "а запомнили ли вы бесполезную статистическую циферку, которую мы вскользь упомянули на стопиисятой минуте лекции". Ну, типа, объясняется какая-то концепция и при этом приводится пример, мол, было проведено исследование и такой-то процент опрошенных ответили, что. И вот, чтобы пройти тест, реально нужно запомнить, какой там, черт возьми, был процент опрошенных, 11% или 12% :)
*кнопочка фейспалм* господи, нахера?! *кнопочка риторический вопрос* ;)))
Ага, должно быть интересно...
Дат не помню не фига (да и века путаю, чем всегда удивляла своих друзей "Трушных" ролевиков)).
А в школе история была очень скучным предметом (кроме Древнего Мира, там картинки и не было дат)), да и историчка была истеричкой, постоянно давала контрольные (конечно, с датами) и орала.
Большинство детей любят про пещерных людей и про фараонов, потому что там десять дат на курс, ага ;) А если орать, то в целом круто, если человек помнит как его зовут, а не то что какого-то там короля, который родился-женился-сходил войной. Кому надо про короля прекрасно может прочитать про него предметно или пусть бы экскурсия/ лекция называлась "вся херня про короля такого-то" - и вот ты уже в радостном предвкушении, без иллюзий ;)
*а я вкладочку нашла %) *

полностью согласна и с тобой, и с теми, кто единодушно здесь тебя поддержал.

а разницу я прочувствовала на собственной шкуре. когда поступила в ЛИТ, то попала не в 9-й, как все, а в 10-й класс - так получилось. и вот, все другие остальные за год с тогдашней историчкой уже наблатыкались эти километровые списки дат и фамилий запоминать, а я - нет. и у меня тупо была двойка. чуть не исключили :( (отмахалась за доклад). а потом во втором семестре пришёл дяденька (как я сейчас понимаю, очень молодой) и стал рассказывать, что к чему и почему так было - тут я заблистала же! ;)

штука в том, что благодаря первой, в основном, я сдала потом выпускные и вступительные, а благодаря второму хоть как-то поняла, что там произошло, вообще, во время революции и после 0_0
*хотя вру, второй тоже много добавил, хоть не так концентрированно